вторник, 4 мая 2010 г.

МОУ "СОШ №1" г. Астрахань. Аширофзянова З. И.

Аширофзянова Зинаида Ибрагимовна
Авторы: Гуреева Юлия, Токмашова Надежда, 9 а класс
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Насырова Надежда Андреевна

Для счастья все мы были рождены,
Да знак беды печатью нас отметил.
Мы самой страшной на земле войны
Судьбою не обласканные дети.
Ю.Трубчанинов
Эти слова эпиграфа, на наш взгляд, подходят к героине этого рассказа. В преддверии 65-летия победы нашего народа над фашистской Германией люди все чаще вспоминают о тех страшных событиях, о героях, погибших за Родину и о тех, кто выжил в этой страшной войне. Современное поколение знает о войне в основном из книг, учебников, кинофильмов, потому что, к сожалению, очевидцев ВОВ с каждым годом все меньше и меньше. Но нам предоставилась уникальная возможность пообщаться с замечательным человеком Зинаидой Ибрагимовной Аширофзяновой. Она не была участником войны, но сполна испытала все ее тяготы. Дитя войны…
Что стоит за этим словосочетанием? Зинаида Ибрагимовна рассказала нам об этом.
Она слышала лишь отголоски войны в своем родном городе, но даже этого было достаточно, чтобы в ее памяти навсегда отпечатались те страшные события. У Зинаиды Ибрагимовны свой нелегкий жизненный путь, наполненный радостными и печальными моментами. После беседы мы узнали много интересных фактов из ее жизни, которыми хотели поделиться с вами.
«Я Аширофзянова Зинаида Ибрагимовна, 1933 года рождения, училась в 1 классе в школе №24 г. Астрахани. Именно тогда началась война и моего отца, Карамышева Ибрагима Ахмеджановича, забрали в Красную Армию. Долго не было писем от него, мы переживали и беспокоились. А жилось тогда нам очень трудно. Мама работала в артели «Заря», где-то за цирком. Она шила для фронтовиков сорочки, кальсоны, брюки. Детей нас было четверо: брат и три сестры. Все мы учились, но вскоре брату пришлось бросить учебу и пойти работать возчиком на хлебозавод №5. Ему было тогда всего 13 лет. Зарплату брату не платили, а за труд давали буханку хлеба. Это было для нас счастье! Свой первый класс я закончила в пятой по счету школе, так как нас постоянно эвакуировали, а в зданиях школ открывали госпитали. Я вместе со своими друзьями тоже всячески пыталась помочь раненым бойцам. Мы устраивали для них концерты, развлекали их, помогали писать письма домой. Помнится мне наш Новый год в военное время. Тогда не было возможности иметь дома игрушки и даже елку, поэтому мы взяли самовар и поставили в него обычный веник, который украсили самодельными игрушками: фантиками, цветными бумажечками и т.д.
Война продолжалась. Я видела немцев пленных. Они рыли окопы и рвы. И еще одно событие оставило неизгладимый след в моей жизни. Как-то на город была сброшена бомба, которая попала на огромные баки со спиртом на ликероводочном заводе им. Ленина. Прогремел страшный взрыв, и меня оглушило… Я на время полностью потеряла слух, а впоследствии стала очень плохо слышать. Все врачи тогда были на фронте, было не до лечения. А когда спохватились, было уже поздно.
Кончилась война, а мой папа так и не вернулся. Мы искали его, всюду писали, но ответа не было. Однажды, (не помню точно дату) пришел к нам папин друг, с которым они вместе воевали. Он рассказал нам, что мой отец погиб в Дербенте во время боя. Папа был пулеметчиком. Друг рассказал, что в него попала бомба, и после этого его никто не видел. Мы долго не верили, а в 1947 г. 16 января мы получили извещение, в котором говорилось, что Ибрагим Ахмеджанович в бою за Родину пропал без вести…
Вскоре я закончила семилетку. С детства мечтала быть учителем. Но мама приказала мне поступать в медицинский. Я не могла ее ослушаться. Отучившись там немного, я все-таки забрала документы и поступила в педагогическое училище. Мечта моя сбылась, и спустя некоторое время, я стала работать учителем. Целых 45 лет я проработала в СОШ №1.
Жизнь налаживалась, но, к сожалению, мне пришлось вынести еще один тяжелый удар. Умер мой муж, а потом и две дочери – близняшки. Я осталась одна с двумя внучками. Но надо было жить ради них. Только мои Алина и Марьям, а также любимая работа давали возможность жить.
Война – очень страшное слово. Я никогда бы не пожелала никому хоть на несколько минут узнать, что такое война…»
Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить Зинаиде Ибрагимовне, она по-прежнему остается оптимисткой, верит в лучшее. Много лет отдано любимой школе. С удовольствием её бывшие ученики встречаются со своим любимым учителем.
Годы не старят душу этой замечательной женщины, а ее чувству юмора может позавидовать любой молодой человек. Благодаря за интервью, мы искренне желаем Зинаиде Ибрагимовне Аширофзяновой, всем детям войны, участникам Великой Отечественной крепкого здоровья, долгих лет жизни, внимания и заботы близких.

1 комментарий: